evia1 (evia1) wrote,
evia1
evia1

Categories:

Дружба народов: Эти безобидные узбеки

Оригинал взят у strukova_mvв Эти безобидные азиаты.

Из воспоминаний русского об Узбекистане. Автор - Андрей Чиланзарский

Цвети родной Узбекистан!
Но только — без меня.



Что представлял из себя Узбекистан до прихода русских? Рассказывать, пожалуй,
излишне. Посмотрите на кадры из Афганистана и вы все поймете. Это глинобитные
дувалы (заборы), дома без мебели, простая одежда из грубой ткани на все случаи
жизни и гужевой транспорт. Повальная безграмотность, неограниченная рождаемость,
болезни, антисанитария, голод: чашка чая и лепешка на обед.
Какие изменения произошли с Узбекистаном? По населению — это две Москвы с
приезжими, то есть более 20 млн. человек. Оставшаяся после отделения от России
промышленность: золотодобывающая, машиностроительная, химическая, легкая и даже
авиастроительная (Ил-76). Ташкент — это почти такой же по размерам мегаполис как
и Москва (только что в 5 раз меньше по населению всего 2 млн. жителей):
университет, многочисленные институты, три троллейбусных парка, трамваи,
метрополитен, международный аэропорт, театры, две телебашни (одна высотой более
300 метров) и многое другое.
Меня всегда умиляли кадры кинохроники советских лет: что ни завод сплошь
русские, что ни рынок — сплошь узбеки. Это к вопросу о том, что сделали русские
для узбеков или кто кого обожрал. По совести говоря, когда я впервые оказался в
Москве, а было это в конце 90-х, мне было стыдно за то, какое там метро: жалкое,
дешевое, серое, ни в какое сравнение не идущее с ташкентским, где нет ни одной
станции из кафеля, каким в Ташкенте обычно обкладывают общественные туалеты, но
есть гранитные ступени до самого выхода на поверхность, разноцветный мрамор,
роскошные канделябры, оригинальные барельефы. Даже памятник Ленину в Узбекистане
на «Красной Площади» (так мы всегда называли Аллею Парадов, а теперь Площадь
Независимости) был самым большим в мире. К слову сказать, сейчас на этом месте
установлен монумент-глобус Узбекистана. Не смейтесь — это не анекдот: большой
золотистый шар с единственной страной, покоящейся на его параллелях и
меридианах.

* * *
Наверное, многие помнят землетрясение 1966 года, после которого вся страна
отстраивала Ташкент. На многих домах даже названия городов остались. Однако и
тогда не обошлось без конфликта. Обезумевшая толпа бесчисленных узбеков вышла на
митинг на центральном стадионе «Пахтакор» с требованием к русским строителям
убираться из Узбекистана. Причиной их возмущения стал тот факт, что строители
смогут остаться в Ташкенте и получить 20 % жилья. Было это году в 1968-м.
В 70-е годы обстановка продолжала накаляться. Конфликты на бытовом уровне
учащались. В 80-е уже было страшно ходить по городу в ночное время, а по махалям
(местам компактного сосредоточения узбеков) — и в дневное. Группы молодых
узбеков могли оскорбить, унизить и даже жестоко избить одинокого прохожего. А
уж случаи, когда водитель автобуса останавливался и «просил» всех русских выйти,
чтобы автобус смог продолжить движение, были просто штатными.

* * *
К тому, что произошло в Узбекистане и с узбеками за последнюю сотню лет, очень
подходят слова одной из песен времен революции: «Кто был никем тот станет всем».
Оставив Узбекистану высокоразвитую культуру, науку, промышленность,
инфраструктуру, Россия даже освободила его от внешних долгов СССР, приняв всю их
тяжесть на плечи своего народа. И всего этого оказалось мало, так как русские
были и остаются в представлении узбеков «кровавыми оккупантами», которые должны
покинуть их территорию. Но самое смешное, что прогоняя нас они сами едут в
Россию — пока что в основном на заработки, но не редки случаи, когда и на
постоянное проживание со сменой гражданства. Перед самым моим отъездом одна
узбечка мне даже пожаловалась, что после независимости стало жить намного хуже,
и что русским еще не так плохо как узбекам — им, мол, есть куда уезжать, то есть
в Россию, а узбекам, бедолагам, некуда — их в России не любят. Вот так: «хитрые»
русские как всегда оказались в выигрыше!

* * *
После обретения независимости Узбекистан стал клепать
свое законодательство, которое должно отличаться от «московского». Оно, правда,
и до сих пор мало чем отличается, так как ума не напортачить не хватает —
остается лишь обезьянничать, сдирать один к одному принимаемые в России законы,
а потом вносить в них незначительные изменения, которые дадут возможность
сказать, что они все-таки «не такие как в России». Доходит до смешного — русская
Дума еще только рассматривала какой-то закон, а узбеки уже приняли его проект
как свой собственный, чтобы потом говорить, что даже Россия у них все слизывает.
Вот было смеху, когда Дума, после нескольких чтений, отклонила этот закон
вообще, как вредный и неправильный. (В Узбекистане этот закон действует по сей
день.) Но даже после этого случая узбеки не сменили своей тактики — как
списывали российские законы, так и продолжают их списывать.

* * *
Мой друг, который учился в одной из центральных школ города Ташкента,
рассказывал мне, что у них каждый урок узбекского языка («узбек-тили») начинался
с «политинформации». То есть, в класс заходила училка-узбечка, говорила
несколько заведомо непонятных русским ученикам фраз и под дружный утробный хохот
учеников-узбеков принималась во все горло ржать над растерянными школьниками. А
когда ей надоедала эта забава, она напускала на себя благородный гнев и вопила
на весь класс, что русские ученики — бездари, безмозглые лентяи, дубы и
придурки, не хотят учить узбекский язык, хотя «по узбекской земле ходят и
узбекский хлеб жрут.
Мне повезло в большей степени, если можно назвать это везением, чем моему
дружку. В нашей школе пятиминутка русофобии на уроках узбекского проводилась не
каждый день, училка на нас почти не орала, хотя регулярно и с плохо скрываемым
презрением вещала о том, какие русские неблагодарные «узбеки их в войну
обогрели, а они все никак не могут выучить узбекского языка».

* * *
Как-то одна узбечка жаловалась, что Горбачев зря ввел сухой закон. До этого закона узбеки пили много, но зато удалось с помощью водки победить другой многовековой недуг здешних жителей — наркотическую зависимость. С введением горбачевского закона, люди стали снова заменять водку наркотиками.
Кто-то может возразить: но ведь узбеки мусульмане, а Коран запрещает пить!
Коран-то запрещает, да только узбеки давно нашли хороший способ «обманывать»
Аллаха: они пьют водку из чайников, если это происходит днем, или же ночью —
когда Аллах спит.
* * *
Кстати, к сторонникам отделения Кавказа: Узбекистан от нас давно отделился, но узбеки тысячами едут в Россию. И кавказцы тоже будут ехать. И сказать вам на это нечего.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments